papa888 (papa888) wrote,
papa888
papa888

БИБЛИОТЕЧНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ОЦЕНКЕ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА

Латышев О.Ю., акад.,
проф., п.д.н., к.филол.н.,
засл.раб. науки и образования,
дир. ТОП «Мариинская
галерея им. М.Д. Шаповаленко».
papa888@list.ru

Аннотация: Сетевое сообщество неравнодушно относится к происходящему в сфере библиотечного краеведения – как по отношению к собственно библиотечным фондам, так и той краеведческой информации, которую эти фонды в изобилии предоставляют. Значительная часть сетевого сообщества ратует за объединение усилий библиотечных и музейных работников на общую пользу, и, безусловно, на пользу читательской и посетительской аудитории. Сетевому сообществу в целом импонирует стремление коллективов библиотек-музеев выйти на диалог с представителями своей аудитории, и, соответственно, выражает готовность к принятию убедительных и развёрнутых рекомендаций общественности по совершенствованию библиотечно-музейного дела в области библиотечного краеведения.
Ключевые слова: Библиотекарь, интернет, музей, библиотека, информационные технологии, телекоммуникационный образовательный проект, проектная деятельность, краеведение.

Несмотря на полярность оценок роли библиотеки в жизни современного общества, мы склонны полагать, что библиотека в её прямом функциональном выражении была, есть и будет оставаться средоточием краеведческой деятельности. С одной стороны, большое внимание краеведов всегда справедливо привлекала собственно деятельность библиотек, и те общественные перемены, появление которых в значительной мере обязано библиотечным работникам. С другой стороны, библиотека всегда располагала, и при надлежащем подходе будет располагать в дальнейшем не только исчерпывающим материалом для различных направлений краеведения, будь то историко-художественное, музыкальное, экологическое и т.д., но и постоянно совершенствуемым силами библиотечных работников алгоритмом поиска краеведческой информации. Их классификации и систематизации, расстановки приоритетов поисковой работы, собственно норм и правил организации краеведческой деятельности. Недаром и Всероссийские краеведческие чтения собирают нас, приверженцев туристско-краеведческой деятельности, в историко-архивном институте, с тематикой которого настолько тесно соприкасается работа библиотек. Безусловно, по ряду причин не все желающие имеют возможность стать участниками этих и других конференций по теме краеведения в очной форме, и ограничиваются сетевым взаимодействием с единомышленниками по вопросам библиотечного краеведения. На этой основе возникают сетевые сообщества краеведческой направленности, которые имеют достаточно чётко сформированную позицию по поводу краеведческой деятельности библиотек. В качестве примера позвольте упомянуть здесь участников открытого телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея имени М.Д. Шаповаленко». www.blogs.mail.ru/list/papa888 Многотысячная аудитория данного проекта на протяжении вот уже более пяти лет активно использует, накапливает и передаёт в распоряжение библиотек переосмысленные в ходе своей работы материалы краеведческой деятельности. Библиотеки образовательных учреждений и муниципальных образований являются традиционными площадками для презентаций тех или иных инициатив данного открытого проекта. Кроме этого, библиотечные работники сами активно участвуют в проектной деятельности «Мариинской галереи». Для того чтобы понять, какие перспективы развития проекта представляются его участникам, мы считаем своим долгом регулярно проводить краткие социологические вопросы. Не призывая «мариинцев» к глубоким раздумьям, на которые времени и сил у большинства из них может не оказаться, мы каждый раз предлагаем ответить всего на один вопрос. И по результатам ответов постепенно складывается картина, понимание которой и позволит выбрать верный путь совершенствования проектной деятельности. В частности, 68% участников проекта, выразивших желание поучаствовать в опросе, представляет библиотечное краеведение как наиболее оптимальный путь получения достоверной информации для краеведческих исследований. Данная часть аудитории скептически оценивает уровень информации, которая содержится в интернете. И желает сделать свой телекоммуникационный проект – «Мариинскую галерею» - территорией информационной безопасности. 21% участников видит в библиотечном краеведении как в организационной форме реализации проекта пережиток прошлого, аргументируя это тем, что пути каталогизации, обработки и предоставления информации читателю во многом безнадёжно устарели. И не позволяют своевременно, без каких бы то ни было задержек получить полную и адекватную информацию для быстрого оперирования ею на эмоциональной волне вдохновения, на которой в настоящее время и создаются, например, многие новостные материалы. И лишь немногим более 10% «мариинцев» предлагает осторожно, взвешенно относиться к получаемой информации, вне зависимости от пути её поступления. Отслеживать на наиболее ярких примерах стадии её вольного или невольного искажения, появления тенденциозности в формировании инофрмационного потока, а также выражения позиции узкого круга заинтересованных лиц. В целом настрой аудитории следует расценивать как достаточно оптимистичный. Потому что даже те представители сетевого сообщества, которым за библиотечным краеведением не видится будущее проектной деятельности, понимают, что при условии совершенствования форм и методов библиотечной работы она сможет сформировать и поставить на службу своим читателям значительный ресурс быстрого извлечения точно ориентированной на запрос и отвечающей нормам безопасности информации. Безусловно, для этого потребуется немало времени и средств, а также энергичного привлечения идей – как самих библиотечных работников, так и сотрудничающих с библиотекой специалистов. Что само по себе ничуть не умаляет значения этого начинания в принципе. За библиотечным краеведением видят будущее и те участники проектной работы, для которых книги, грампластинки и папирусные свитки – уже не источник информации, а скорее – хорошо оцифрованный первоисточник, с которым в подлиннике работу можно и не вести, но его упоминание будет расцениваться как наиболее авторитетного. В этом видится синтетическая, примирительная позиция для традиционного и инновационного понимания роли библиотеки в организации краеведческих исследований. При этом та её фондовая часть, которая по праву и составляет гордость любой библиотеки, отныне выступает в роли эталонной «палаты мер и весов», где можно удостовериться в правильности оцифровки любого первоисточника, будь то содержание берестяной грамоты или надписей на глиняных дощечках. Та же часть библиотеки, которая берёт своё начало из инновационных технологий, опирается на собранные в фондах библиотеки первоисточники, и продуцирует всё новые и новые пути быстрого и адекватного предоставления содержания фондовых материалов пользователю, в том числе – дистанционному. Одной из наиболее ярких иллюстраций, способных убедить в действенности этой модели представителей научного мира, может служить растушее день ото дня количество докторских и кандидатских диссертаций, которые можно бесплатно заказать в фондах Российской Государственной библиотеки. А сетевой проект «Киберленинка» поступательно раздвигает границы доступа к плодам научной мысли, веками представлявшимися исключительно в печатной форме. Следующим немаловажным аспектом, на котором сосредотачивают своё внимание участники нашего телекоммуникационного проекта, - это «истончение перегородки» между библиотекой и музеем. Библиотеки-музеи как форма организации культурно-образовательного пространства функционируют не первый день. Однако именно сейчас возможности оцифровки экспонатов всё более твёрдой поступью идут от плоских к объёмным. И каждому предстоит выяснить для себя, как ему следует оперировать открывающимися при этом принципиально новыми возможностями. 53% «мариинцев» считает, что и книга как таковая, и произведение живописи, и даже скульптурное изображение по отношению к новым средствам обработки информации становятся в один смысловой ряд. Так, ещё не у всех улеглось ощущение, что страницу текста уже не нужно ксерокопировать, микрофишировать или микрофильмировать, чтобы потом от руки цитировать при написании научной статьи. И вот уже многократно возросшие возможности компьютерных процессоров позволяют запечатлеть угол поворота скульптуры, равный не только одному градусу или минуте, но и секунде. 28% активных участников нашего проекта считает оценку вышеприведённой группы избыточно эмоциональной. Эти участники апеллируют к тому, что и раньше никто не отделял штифт, которым наносились знаки на глиняную табличку, как экспонат, от неё самой. С другой стороны, чисто теоретически и раньше можно было сделать тысячу фотографий одного скульптурного изображения, которые были способны достаточно полно передать его художественные достоинства. Однако это было не только непомерно дорого, но и представлялось нецелесообразным в виду апелляции к богатому зрительскому воображению. Которое, в свою очередь, способно за тремя-четырьмя ракурсами одной скульптуры представить и все остальные, наиболее значимые для его эстетических исканий. И только приблизительно 19% участников в том или ином отношении выражает готовность синтезировать диаметрально противоположные вышеизложенные позиции по данному вопросу. Эти участники исходят из понимания, что новые информационные технологии принесли пользу как специалистам, работающим в библиотеке-музее, так и его посетителям. Библиотечно-музейные работники в лице новых технологий обрели возможность комплексного освоения художественной среды изучаемых и систематизируемых ими артефактов. В число же благодарных посетителей и активных пользователей теперь могут полноправно войти и те люди, для которых возможности богатого воображения не являются основным подспорьем в постижении социо-культурного пространства, в котором они себя день ото дня всё больше обретают. Больше понимания – больше интереса. Ширится и растёт по составу вариативности поток заинтересованных читателей и пользователей услуг библиотеки, музея, библиотеки-музея. Однако для того чтобы данная модель обрела силу практического воплощения, следует сообщить ей соответствующий смысловой импульс, выражающийся в синхронизации целей и задач библиотечного краеведения с постоянно растущими возможностями инновационных технологий. И, наконец, приведём оценку со стороны сетевого сообщества библиотечно-краеведческих инициатив в области создания виртуальных представительств библиотек-музеев. 84% опрошенных участников нашего проекта выражают надежду на то, что сайты библиотек-музеев дадут возможность воспользоваться ресурсами, фондов значительно большему числу людей, нежели посещает музей-библиотеку очно. Помимо количественного прироста пользовательской аудитории ожидается и её качественный рост. Ибо в цифровую эпоху существования библиотеки-музея перестанут существовать географические преграды, неминуемо возникающие перед большинством потенциальных пользователей фондами. Маловероятно, что профессор Сорбонны совершит вояж в библиотеку г. Н-ска ради одного архивного документа. Он может даже не знать о существовании артефакта, способного внести существенные поправки в его научные взгляды. 12% опрошенных не разделяют восторгов большинства, напоминая о том, что и ранее система межбиблиотечного обмена работала исправно, и вполне удовлетворяла запросы миллионов обратившихся. И лишь около 4% предполагают, что по данному вопросу нет вообще смысла поднимать каких-либо дискуссий, потому что всё самое важное есть в крупнейших библиотеках, а остальное можно свести к погрешностям в статистических подсчётах. Избыточно комментировать, что из почти незаметных, неучтённых фактов и аргументирующих документов неоднократно рождались принципиально новые теории, переворачивающие взгляды миллионов. Очевидно, аксиоматические построения не для всех в равной мере актуальны. Из сказанного можно сделать следующие выводы:
1. Сетевое сообщество неравнодушно относится к происходящему в сфере библиотечного краеведения – как по отношению к собственно библиотечным фондам, так и той краеведческой информации, которую эти фонды в изобилии предоставляют.
2. Значительная часть сетевого сообщества ратует за объединение усилий библиотечных и музейных работников на общую пользу, и, безусловно, на пользу читательской и посетительской аудитории.
3. Сетевому сообществу в целом импонирует стремление коллективов библиотек-музеев выйти на диалог с представителями своей аудитории, и, соответственно, выражает готовность к принятию убедительных и развёрнутых рекомендаций общественности по совершенствованию библиотечно-музейного дела в области библиотечного краеведения.

ЛИТЕРАТУРА
1. Байер Е.А., Латышев О.Ю. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионно-туристической деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». – Тольятти, 2012. – С. 144-154.
2. Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Социализация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». – Тольятти, 2012. – С.390-399.
3. Крюкова О.Е., Латышев О.Ю. Социально-психологическая адаптация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». – Тольятти, 2012. – С. 400-411.
4. Макарова Л.Н., Латышев О.Ю. Роль урока географии в социализации детей-сирот средствами туризма и краеведения // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». – Тольятти, 2012. – С. 417-428.
5. Пилюгина Е.В., Латышев О.Ю. Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». – Тольятти, 2012. – С. 199-208.
1. Латышев О.Ю., Ильин В.Н., Макарова Л.Н. Туризм, краеведение и ИКТ социализации учащихся // LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. – 96с.
6. Латышев О.Ю. Библиотека-медиацентр школы-интерната. - М., 2003. – 120с.
7. Латышев О.Ю. Библиотека-медиацентр сиротского учреждения // Школ. библиотека".- 2002. - №7.
8. Латышев О.Ю. Библиотекарю, заведующему медиацентром (обзор сетевых ресурсов) Школ. Библиотека».- 2002. - №8.
9. Латышев О.Ю. Сам себе писатель // Школ.библиотека.- 2001. - №7. – С.31.
Tags: Латышев, библиотека, библиотечное краеведение, информатизация, информационно-образовательная среда, краеведение, сетевое сообщество, сообщество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments